Ирвин Д. Ялом

Ирвин Д. Ялом

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Книга"Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти" - Ирвин Ялом - Почему мы боимся смерти? Но прежде, чем я приступлю к отзыву над книгой, я хотела бы немного рассказать об авторе. Ирвинг Ялом — практикующий психотерапевт. Важно то, что в своей практике он использует не только классические психотерапевтические схемы, но обращается к базовым экзистенциальным вопросам бытия. Эти вопросы можно назвать подлинно философскими.

Ялом Ирвин"Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы"

Эти беспокойствам в консультировании придается большое значение. Жизнь и смерть, бытие и небытие являются скорее взаимозависимыми, чем параллельно существующими категориями. Смерть — основной источник тревоги и невротической, и нормальной, и экзистенциальной. Тревога, связанная со смертью, опасение перестать существовать могут быть как сознательными, так и подсознательными.

Кажется Ирвин Ялом открыл формулу успеха захватывающих книг по мучительного страха уничтожения фундаментальная задача его развития.

Но тихо плачет каждый: Я написал эти строки от имени Ницше в один миг, и меня приятно удивило, что у меня будет возможность опубликовать первое в моей жизни стихотворение. Год спустя я сделал одно странное открытие. Факультет психиатрии в Стэндфордском университете переезжал в другое здание, и, когда мы собирали вещи, мой секретарь обнаружил за картотекой большой пухлый конверт из манильской бумаги, пожелтевший от времени.

Конверт был запечатан и, судя по всему, попал туда давным-давно. В нем оказалось множество забытых стихов, написанных мной в отрочестве и ранней юности. Среди них я обнаружил те самые стихи, которые недавно написал для романа — слово в слово. Оказывается, на самом деле я написал их десятки лет назад, после смерти отца моей невесты. Это был плагиату самого себя! Когда я писал эту главу и думал о маме, меня посетил еще один сон, на этот раз тревожный.

Ко мне в гости пришел друг, я показываю ему сад, затем веду в свой кабинет.

Ирвин Ялом"Экзистенциальная психотерапия".*

Я 51 Ялом И. РФ Эта книга — один из наиболее фундаментальных и обстоятельных трудов известного американского психотерапевта, одного из самых ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления. Экзистенциальная терапия представлена в ней как целостный подход — от теоретической структуры до технических приемов.

Страх — это осознание потенциальной опасности. Если мы замечаем ее признаки, тело помимо нашей воли реагирует на это (волосы.

В той степени, в какой клиницисты могут применить структурирующую парадигму психопатологии, они избавлены от тревоги в связи с ранними стадиями психопатологических процессов. У них формируются способность узнавания и чувство контроля, вызывающие у пациентов ответную реакцию уверенности и доверия — предпосылок подлинно терапевтических отношений. Парадигма, которую я опишу в этой главе, как и большинство парадигм психопатологии, основана на допущении, что психопатология представляет собой неудачный, неэффективный способ преодоления тревоги.

Согласно экзистенциальной парадигме, тревога порождается конфронтацией индивида с конечными данностями существования. В этой главе я изложу модель психопатологии, основанную на борьбе индивида с тревогой смерти, а в последующих главах — модели, приложимые к случаям пациентов, чья тревога преимущественно связана с другими конечными данностями — свободой, изоляцией и бессмысленностью.

По дидактическим причинам мне приходится обсуждать эти данности отдельно друг от друга, но на самом деле все четыре — это волокна единой нити бытия, и в конечном счете должны быть воссоединены в целостной экзистенциальной модели психопатологии. Психопатология в любой системе — это, по определению, неэффективный защитный модус. Даже в случае успешного отражения тяжелой тревоги защитные маневры блокируют рост, выливаются в скованную и неудовлетворяющую жизнь.

Ирвин Ялом

В данном случае сделать это было непросто: Все, что мне было известно об авторе книги до начала работы, ограничивалось краткой биографической справкой: Естественно было ожидать от текста некоторой доли академичности. Ялом намеренно создает несколько утрированный образ психотерапевта-супермена и тут же над ним иронизирует, дразня читателя и вовлекая его в сложную игру разоблачений и умолчаний, откровенности и притворства.

Поначалу эта откровенность кажется головокружительно смелой, почти шокирующей и не всегда оправданной.

Не страх ли мешает мне ощущать жизнь так, словно, завтра По сути, страх перед будущим и неизвестным обратно .. В своей книге" Экзистенциальная психотерапия" Ирвин Ялом указывал на страх одиночества как один из самых фундаментальных человеческих страхов: боязнь того.

И небывалый взлет экзистенциальной психотерапевтической модели в современной психотерапии. Такой взлет что даже, казалось, непоколебимые столпы фрейдистской и неофрейдистской аналитических школ пошатнулись под стремительным напором этой новой экзистенциальной динамической модели. И всего-то каких-то 25 лет прошло как Ялом опубликовал свою взрывную монографию. Сартр, Камю, Шопенгауэр, Хайдеггер, Ясперс На Востоке об этом начали говорить раньше всех философов и мыслителей Запада, вместе взятых.

Надо ли погружать себя слоями или лучше припасть к источникам? Надо, если сознание не готово к источникам Но самый главный источник - внутри и в собственном опыте, а не в моделях. А пока займемся слоями Экзистенциальная психодинамическая модель Экзистенциальный подход акцентирует базисный конфликт следующего рода - не между подавленными инстинктивными устремлениями, как в случае фрейдистской модели, и не с интернализованными значимыми взрослыми, как в случае с неофрейдистской.

Это конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под"данностями существования" подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Как открывает человек для себя содержание этих данностей?

Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы

Аньял, а за ним и Ф. Харониан видят тесную связь между страхом смерти и невротическим страхом перемен и личностного роста. Аньял, - вызываемая возможным нарушением прежнего образа жизни, связана со страхом смерти, которую предвидят все люди" [22, с. Косвенно об этом говорит и А. Чаще бывает легче чего-то не знать, потому что, как только вы это узнаете, вам нельзя больше отсиживаться и приходится действовать" [16, с.

"Упускания" страха смерти, в частности, в клинических описаниях случаев смерти как чего-то другого, что авторы считают более фундаментальным.

Доктор, слушайте, а у вас есть страх смерти? Мы тут просто на эту тему разболтались и я страшно удивился, что у людей старше ти он зачем-то есть. Хотя казалось бы, да? Коллега, у меня эта тема почему-то с определенной периодичностью всплывает регулярно, как раз в виде таких вот кухонных любительских разговоров.

И всякий раз приходится рассказывать, что всё давно украдено написано до нас. Читаем тут, одна из самых полезных книг по психологии, если книги по психологии вообще бывают полезными. Ибо смерть - в принципе самое страшное, что может случиться с человеком. Вне зависимости от того, осознаёт он это, или ему иллюзорно, под влиянием тех или иных установок, кажется иначе.

ВСЁ остальное - оставляет возможность хоть чего-то. Смерть ее не оставляет. В таких случаях обычно кажется, что смерти не боишься. И вылезает этот страх на сознательный уровень какими-то другими причудливыми проявлениями и проекциями. Вплоть до, например, того у меня так было просто , что жалко выбрасывать какие-то ненужные вещи, лучше хотя бы отдать кому-то, пусть еще"послужат".

СМЕРТЬ И ТРЕВОГА

Независимая фирма"Класс", РФ Эта книга - один из наиболее фундаментальных и обстоятельных трудов известного американского психотерапевта, одного из самых ярких представителей экзистенциально- гуманистического направления. Экзистенциальная терапия представлена в ней как целостный подход - от теоретической структуры до технических приемов.

Психотерапевтам любой теоретической ориентации необходимо знакомство с этим направлением, так как экзистенциальная терапия фокусируется на базисных проблемах существования человека. Кроме того, эта книга будет чрезвычайно интересна для любого специалиста гуманитарной сферы, а также для тех читателей-неспециалистов, готовых принять на себя нелегкий и захватывающий труд задуматься о сущности бытия. Главный редактор и издатель серии Л.

Проблему страха смерти пытались решить ещё в эпоху античности, и уже тогда обсуждение И. Ялом «Все мы творения на день и другие истории».

Вперед Фрейдистская психодинамика Согласно Фрейду, ребенком владеют инстинктивные силы, которые являются врожденными и в ходе психосексуального развития постепенно пробуждаются, подобно тому, как развертывается лист папоротника. Конфликт происходит на нескольких фронтах: Таким образом, движимый инстинктами индивид противостоит миру, не допускающему удовлетворения его агрессивных и сексуальных аппетитов.

Неофрейдистская межличностная психодинамика Неофрейдисты. Для них ребенок не является инстинктивным и запрограммированным созданием", если не считать врожденных нейтральных характеристик, таких как темперамент и уровни активности, он полностью формируется культуральными и межличностными факторами. Базовая потребность ребенка — это потребность в безопасности, то есть в принятии и одобрении со стороны других людей; соответственно, структура его характера определяется качеством взаимодействия со значимыми взрослыми, от которых зависит его безопасность.

Он не управляется инстинктами, однако от рождения наделен огромной энергией, любознательностью, невинной свободой тела, неотъемлемым потенциалом роста и желанием безраздельного обладания любимыми взрослыми. Проявление этих свойств не всегда согласуется с требованиями находящихся рядом значимых взрослых: Если ему достались родители, которые вследствие поглощенности собственной невротической борьбой не могут ни обеспечивать безопасность, ни поощрять автономный рост, у него разовьется тяжелый психический конфликт.

Причем компромисс между ростом и безопасностью неизменно будет достигаться за счет роста. Экзистенциальная психодинамика Экзистенциальный подход акцентирует базисный конфликт другого рода — не между подавленными инстинктивными устремлениями и не с интернализованными значимыми взрослыми. Это конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования.

Как открывает человек для себя содержание этих данностей? В определенном смысле, это нетрудно.

Две профессии Ирвина Ялома

Отвечая на вопросы своих читателей и коллег, Ирвин признался в любви к русской литературе и в том, что у него две одинаково важные профессии: Ирвин Дэвид Ялом англ. ; 13 июня , Вашингтон, США — американский психиатр и психотерапев, доктор медицины, профессор психиатрии Стэндфордского университета; известен как автор научно-популярной и художественной литературы.

фундаментальными экзистенциальными мотивациями: феноменология страха как утраты чувства опоры, здоровый и болезненный страх; феноменология депрессии Ялом И. Экзистенциальная психотерапия.

Поэма о Гильгамеше [1] Самоосознание — это величайший дар, сокровище, равное самой жизни. Именно оно делает человека человеком. Однако цена его высока — это боль от понимания того, что мы смертны. Осознание своей смертности преследовало человечество с самого зарождения истории. Четыре тысячелетия назад герой вавилонского эпоса Гильгамеш рассуждал о смерти своего друга Энкиду: Гильгамеш выразил мысль, знакомую каждому живущему.

Как боялся смерти Гильгамеш, так боимся ее и мы: У одних этот страх существует неявно, в виде неясного общего беспокойства, или маскируется под иную психологическую проблему. У других он проявляется открыто, а у некоторых людей перерастает в настоящий ужас, способный уничтожить счастье и удовлетворение от жизни.

Испокон веков философы и мыслители пытались смягчить боль от осознания смертности и привнести в нашу жизнь гармонию и покой. За время своей психотерапевтической практики я встречал множество пациентов со страхом смерти и понял, что древняя, особенно греческая, мудрость и сегодня не потеряла своей значимости. Чем больше я узнаю об этом великом афинском мыслителе, тем четче осознаю, что Эпикур был своего рода протоэкзистенциальным психотерапевтом.

В этой книге я буду часто цитировать его мысли. Эпикур родился в году до н.

КОРИДОР ВНУШАЮЩИЙ СТРАХ!

Жизнь вне страха не только возможна, а полностью достижима! Узнай как победить страх, нажми здесь!